Mein kampf 2 или В поисках хорошего звучания.
реклама
Дорогие товарищи! В результате продолжительных и беспощадных (в основном, к родичам) боёв бастион хорошего музыкального звучания был взят! Брошенные на выполнение этой задачи средства, в конце концов, полностью окупились и долгожданный кайф при прослушивании музыки и просмотре фильмов был достигнут. С чувством глубокого удовлетворения спешу сообщить Вам, что для этого не пришлось тратить экстраординарные материальные средства, а уйму убитого времени (здесь потери были неизмеримо больше) я готов вознести на алтарь Интернета, дабы помочь всем остальным искателям хорошего звучания в скорейшем достижении вожделенной цели. Посему привожу подробную летопись событий.
Как известно, в начале было слово. В данном случае оно могло звучать, как «да будет звук!», и компьютеры обзавелись средствами воспроизведения и синтеза звука. Однако «некомпьютерный» звук прошёл со времён дедушки Эдисона неизмеримо больший путь, дорос до понятий высокая верность воспроизведения (ВВВ), Hi-Fi и даже High-End. Но нет предела совершенству, поэтому давайте отбросим мысли о недостижимом и поговорим о вполне реальной ВВВ на компьютерах.
Общий прогресс ПК не обошёл стороной звуковую составляющую, привнеся ЦАП повышенной разрядности, многоканальность и другие приятные феньки. Параллельно развивалась отрасль активной акустики, то есть спикеров с собственным усилителем мощности, позволяющей минимальными средствами озвучить наше рабочее место, квартиру и т.д. Компьютерная акустика стала изготавливаться из более «правильных», чем пластмасса, материалов, обрела более «правильные» габариты, обзавелась более мощными и качественными усилителями. Бурно расплодились различные многоканальные комплекты от 2.1 до 7.1 конфигураций, но вот звучание по-прежнему не способно удовлетворить требовательное ухо. И дело тут даже не в специфических условиях (компьютер – не самое идеальное место для «тонкой» электроники), не в ущербности компонентов, а в банальном отсутствии опыта, халатности и прочих междометиях.
Не было печали…
Как сказал кто-то мудрый, незнание есть великая благодать. Меньше знаешь – крепче спишь, он слишком много знал… ой, это уже из другой оперы. Так вот, было время, когда я не знал, как должна звучать моя любимая музыка и без проблем поглощал её в любом виде. Конечно, неплохой слух всегда подсказывал, что здесь не хватает того, тут – этого, но всё можно было списать на акустику, mp3 и другие искажающие факторы. По мере возможности я начал подыскивать себе мало-мальски качественную акустику, при случае старался отслушать разные варианты у друзей, знакомых, продавцов в магазинах. Совершенно случайно в прайсе мне попались наушники Roland RH-50, которые я немедленно приобрёл, памятуя об авторитете этой фирмы в области звука. Ну что сказать, наушники оправдали все ожидания, легко затыкая за пояс даже более дорогую продукцию Philips, Thomson и прочих Cosonic. А вот выбор акустики оказался куда более сложным, поскольку на бытовую компонентную аппаратуру денег не было, а всё остальное, мягко говоря, не впечатляло.
В один прекрасный день я таки решился купить солидные с виду SVEN SPS-866A, о чём немало впоследствии пожалел. Колонки звучали настолько криво, что я уже через неделю был полон решимости от них избавиться, однако продать их оказалось не так-то легко, в результате чего они ушли за почти на треть меньшую сумму. Вскоре после покупки вышел обзор этих колонок на iXBT, прочитав который, я ни за что не стал бы их брать. А ещё некоторое время спустя мне попался материал о доработке SPS-866A, из которого следовало, что нормальный звук получится лишь после замены среднечастотника, усилителя, доработки фильтров и ВЧ головки. Такой оборот надолго отбил у меня желание связываться с компьютерной акустикой и примерно год я обходился наушниками. За это время слух свыкся с намного более ровной, чем у дешёвой акустики, АЧХ, уши потеряли былую оттопыренность, а компьютер проапгрейдился.
Свежеприобретённая EPoX 8RDA перевернула всё с ног на голову. Плату без SoundStorm я покупал осознанно, планируя в дальнейшем дополнить её хорошей звуковой платой (разумеется, Audigy2 – других вариантов тогда вообще не рассматривалось), а пока перекантоваться на встроенном звуке.
Надо заметить, что предыдущий положительный опыт озвучивания рабочего места по месту работы (кажется, это каламбур?) убедил меня в том, что и со встроенным звуком можно неплохо слушать музыку. Собственно, опыт состоял в случайном приобретении колонок F&D SPS-608, а также в намного более намеренной покупке материнской платы EPoX 8KHA+, которые в тандеме заиграли на удивление слаженно, чисто и детально. Успех обуславливался деревянным корпусом колонок (для простоты давайте называть тот материал деревом), наличием бумажного высокочастотного динамика, неплохого усилителя, а также кодеком ALC201A без усилителя тока, вносящего лишние искажения. Усилитель колонок и линейный выход кодека отлично друг с другом поладили, а очередная воля случая позволила отыскать «правильные» драйвера к звуковому контроллеру. Всё это дало мне возможность наслаждаться музыкой на работе, однако давайте вернёмся к основному повествованию, благо о согласовании усилителей и подборе драйверов мы ещё поговорим.
Как раз после моей покупки 8RDA NVidia выпустила новый пакет драйверов для чипсета nForce2 под номером 2.03, который немедленно был скачан и установлен. После этого и началась моя эпопея.
Вдруг, откуда ни возьмись…
Давно известная музыка на встроенном в nForce2 звуке вдруг заиграла новыми красками (если вы позволите мне такую аллегорию), в ней появились ранее неслыханные детали, а голоса и инструменты обрели восхитительную чёткость. Я с удивлением обнаруживал, что ощущаю сцену: вокалиста, отдельные инструменты и положение музыкантов, улавливаю намного больше слов. Звуки перестали толпиться на воображаемой линии между ушами, проявились находки звукорежиссёров, о которых я раньше даже не подозревал. Несколько месяцев я с упоением переслушивал свою музыкальную коллекцию, открывая много нового и интересного, после чего мне остро захотелось слушать всё это не в замкнутом пространстве наушников унд черепной коробки.
Всё время после неудачи со SVEN я штудировал материалы о доступной на рынке акустике. Разумеется, 5.1 наборы не обещали желаемой музыкальности, и я намечал для себя сперва SOLO One, затем SOLO-2. В конце концов, после массы хвалебных отзывов, выбор пал на Defender SPK-720 aka Mercury 50A и я поехал их приобретать. Наученный горьким опытом, попросил включить их прямо в магазине, но то, что мне включили, не выдерживало никакой критики. Фиг с вами, подумал я, дома у меня и звуковая получше, и музыка привычнее, упаковал колонки и поехал домой.
Колонки оказались больше, чем я предполагал и об установке их на стол можно было даже не думать, поэтому, с нетерпением распотрошив коробку, я поставил приобретение прямо на пол возле стола с компьютером, подключил вместо наушников и запустил бессменный Apollo. Испытанный после этого шок мог бы надолго вогнать меня в депрессию, если бы не предыдущая закалка свеном. В обзорах колонки хвалили за мягкие и просторные верха, уверенную середину и отличный для этого класса акустики бас, а у меня ничего этого не было! Верха звучали урезанно, средние – горбато, а бас и вовсе гудел и подбубнивал. Разумеется, ангажированной широкой стереобазы и прозрачности тоже не было в помине. Ндаа, или я дурак, или лыжи не едут, родилась в голове мысль, и я опять бросился в поиск.
Прочитав, что эти колонки нужно расставлять как можно шире, после чего проявится настоящая звуковая панорама, подошёл к совету творчески – установил колонки на стойки (роль которых с успехом исполнили табуретки), раздвинул на всю длину соединительного провода (он, кстати, мог бы быть и подлиннее) и немного развернул их «к слушателю». Стало намного лучше, местами даже интересно, но частотная характеристика всё также резала слух, а обещанные басы не проявлялись. Что ж, естественным следующим шагом была попытка замена звуковой карты.
Взяв на несколько часов у товарища SBLive! я убедился, что колонки действительно способны сотрясать стеклянные поверхности в мебели. Какой удар, мне так нравился звук на материнской плате… Судьба, подумал я, делать нечего и, собрав последние деньги, отправился за давно намеченной Audigy2. Трепетно поставив крупную и красивую карточку в компьютер, я первым делом установил драйвера от kX Project, о которых читал много хороших отзывов именно в плане звучания музыки, и повторил процедуру подключения колонок и запуска Apollo. Вах, как преобразилось звучание! Детальные высокие частоты ласкали барабанные перепонки, чуть менее сочные, но аккуратные средние прописывали звучание гитар и других инструментов, а действительно глубокие басы оттеняли музыкальную идиллию.
Идиллию? Только вот отчего в давно привычных наушниках всё стало не так? Высокие частоты перестали радовать слух, куда-то пропало позиционирование, а звуки стали роиться в черепе, вызывая неприятную дезориентацию и утомляемость...
Не было бы счастья…
Да, чуть было не забыл рассказать о попытках использования более новых драйверов для nForce2. Ладно, лучше поздно, чем никогда.
Звуковые драйвера из пакета 2.03 содержали несколько неприятных ошибок, от которых я долго и безуспешно пытался избавиться. Во-первых, это ошибка с выходом из спящего режима Windows (hibernate) – если во время усыпления воспроизводился какой-нибудь звуковой поток, то при пробуждении он начинал звучать в несколько раз медленнее и нормальная скорость восстанавливалась только после прекращения звучавшего потока. Если играл проигрыватель mp3, то нужно было остановить и пустить воспроизведение заново, однако если звучала флэшка (популярная нынче технология Macromedia Flash), то её приходилось закрывать. Не фатально, но неприятно. Во-вторых, в новых версиях драйверов исправлялись ошибки озвучения некоторых игр, поэтому выход каждой версии ознаменовывал очередную серию «установка – прослушивание - откат на старую версию».
Дело в том, что все последующие версии вносили ту же самую дезориентацию, что проявилась на Audigy2, поэтому я не был обескуражен неожиданным результатом. Ничего страшного, опять займусь подбором драйверов, теперь для Audigy2. Но для начала я решил поизучать разницу между nForce2 и Audigy2 при помощи звукового шнурка от ТВ-тюнера и линейного входа Audigy2. Вот тут и обнаружилось очередное звено в цепи случайностей, которая привела меня к искомой цели.
Замеры в RMAA показали, что кодек на плате не страдает ростом искажений при увеличении громкости. Наоборот, наилучшие результаты получались при установке обоих регуляторов (Master и Wave volume) на максимум. Хм, а как в этом случае зазвучат колонки? Ох, КАК они зазвучали!!!
Неуловимые прежде басы загрохотали, выразительные средние частоты заполнили объём моей комнаты в 20 кв. м., а высокие бодро и щедро дополнили букет. Но самое главное – чёткость позиционирования источников звука, которой я наслаждался в наушниках, проявилась на новом уровне, аккуратно расставляя музыкантов и вокалистов по комнате. Оркестры стали действительно оркестрами, вокалисты – живыми людьми, а музыканты – не просто абстрактными источниками звука. Audigy2 могла противопоставить всему этому лишь более тонкую проработку деталей, да чуть более естественное воспроизведение музыкальных инструментов. Т.е. она звучала несколько солиднее, лучше справлялась с экзотическими звуками, но слушать её от этого было не более приятно.
Дабы удостовериться в том, что всё это мне не чудится, я привлёк в качестве независимых экспертов друзей. За редкими исключениями, их мнение также склонялось в пользу встроенного звука. Обидно, но недешёвая Audigy2 оказалась почти не у дел – единственным применением оставались замеры качества в RMAA. Подбор драйверов почти ничего не дал: установкой драйвера с родного компакт-диска, обновлением его до последней версии мне так и не удалось достичь необходимого звучания. Однако ещё одна случайность вернула всё на круги своя.
Революция, о которой так долго твердили большевики…
В Apollo версии zf появилась возможность вывода звука с 24-бит точностью, которая немедленно была опробована. Разумеется, на звучание nForce2 это никак не повлияло, а вот с Audigy2 произошла просто волшебная метаморфоза, появилось всё, чего так не хватало! Если отбросить разницу в АЧХ преобразователей и аналоговых трактов, то звучание Audigy2 стало определённо превосходить nForce2. Осталось лишь три различия в пользу nForce2: виртуальные источники звука на Audigy2 при прослушивании в дальнем поле никогда не воспринимаются выше уровня колонок, создаётся впечатление очень низко «придвинутого» потолка, однако это настолько трудноуловимо, что я не берусь утверждать. Второе и третье различия более объективны: это несколько странноватая передача баса, да небольшой завал высоких частот в режиме 44 кГц, ощутимый на слух.
Приведу конкретный пример. В самом начале композиции Ronnie (Metallica) слева звучит одинокая электрогитара-гитара. На Audigy2 складывается впечатление, что микрофон смонтирован прямо перед динамиком усилителя, а на nForce2 сцена более логична – музыкант находится в небольшой комнате, акустика которой улавливается микрофоном. Кстати, вспомнился ещё один нюанс звучания в композиции La Sagrada Familia (Alan Parsons). Также в самом начале слева направо проезжает конный экипаж, и на Audigy2 он как будто немного виляет по проезжей части.
В остальном звук Audigy2 полностью оправдал вложенные в неё средства, восхищая не только в музыке, но и в фильмах. 5.1 дорожки на DVD при всего двух колонках передают необходимую информацию о положении объектов, звучат на голову интереснее своих 2.0 сестёр. Вы не остаетесь сторонним наблюдателемм, вы погружаетесь прямо в гущу событий. Не может быть, скажете вы! Может, отвечу я, и вы сами можете в этом убедиться. Собственно, ради чего я писал хронику?
Как много нам открытий чудных…
Попробую более конкретно обозначить составляющие успеха.
Во-первых, необходимо чётко дифференцировать прослушивание в ближнем и дальнем поле. Сидя на расстоянии нескольких метров от колонок, необходимую степень погружения не достигнешь (речь о 5.1 звуке с немногоканальными комплектами акустики); колонки должны быть на расстоянии чуть ли не вытянутой руки и расставлены как можно шире. Зато в дальнем поле заметно интереснее звучат многие стереозаписи, например оркестровые аранжировки вроде Moments of Glory (Scorpions), сложные композиции вроде Navras (Matrix Revolutions Soundtrack) и др. Кроме того, при отсутствии сабвуфера, низкие частоты оказываются гораздо гуще, когда слушатель находится ближе к противоположной от колонок стене. В общем, идеальным вариантом является расположение колонок по центру комнаты в одном её конце, кресла для слушателя – в другом, а рабочего места – в непосредственной близости перед колонками. Тогда можно оперативно менять дислокацию и отслушивать конкретный материал в наиболее подходящем для него звуковом поле.
Вторая «засада» кроется в драйверах для звуковой карты - оказалось, что не все драйвера одинаково полезны. И если для nForce2 можно использовать драйвер 3.17 (из UDP 2.03), то для Audigy2 необходимо преобразовать звуковой поток в 24-бит точность. Пользователям Apollo для этого достаточно изменить настройки декодера mp3, а вот пользователям WinAMP придётся посуетиться больше, зато и эффект будет на всех источниках музыки, а не только на mp3. Необходимо скачать ресэмплер (SSRC output plug-in) и включить вывод звука в формате 48 кГц 24 бит. Попутно это улучшит высокие частоты, поскольку в 48 кГц АЧХ карты идеально-ровная. Завершающим штрихом станет применение [url= http://www.winamp.com/plugins/details.php?id=88993&download=yes&url=http://download.nullsoft.com/customize/component/2001/12/13/P/IN_MAD.exe]MAD[/url] mp3 декодера, который обеспечивает гораздо более нежное звучание.
Этот plug-in для WinAMP существует давно, но мало кто о нём знает. Он позволяет декодировать mp3 с большей точностью и выводить звук в 24/32 бит формате. Что интересно, до недавних пор я не мог уловить разницу в звучании, в связи с чем считал отзывы о его превосходстве профанацией. Однако в ходе игр с ресэплингом выяснилось, что стандартные плагины вывода винампа просто не пропускают звуковой поток с точностью более 16-бит! Именно комбинация MAD и SSRC позволила вкусить прелесть более аккуратного декодера.
Третья составляющая, без которой невозможно получить сколько-нибудь приличный звук – деревянная акустика с приличных размеров среднечастотником и шёлковым твиттером. Привожу этот пункт не первым лишь потому, что сама по себе акустика не обеспечит действительно высокого качества звучания музыки, необходимы вышеописанные действия. Очень хочется верить, что более дорогие звуковые карты (в том числе и относительно доступная Aureon Sky) не имеют таких особенностей, как Audigy2, и позволяют получить максимальное качество в любом режиме вывода звука, а не только при 24-битной точности. Однако проверить это пока не было возможности.
Последним пунктом хочу напомнить о важности согласования выходных каскадов звуковой карты и усилителя мощности на колонках. Так, усилитель в Defender SPK-720 требует высокого уровня входного сигнала, и при недостаточном уровне очень сильно страдает качество. Чем больше уровень выходного сигнала у звуковой карты, тем энергичней играют колонки, обеспечивая прекрасную разборчивость звукового материала даже при небольшой громкости. Решение проектировщиков вывести регуляторы громкости и тембра на верхнюю часть колонки является чрезвычайно удачным, потому что громкость в компьютере можно не трогать совсем, а пользоваться регулятором на колонке. Подозреваю, что с другими активными акустическими системами будет нечто подобное, ведь во многих из них применяются одинаковые микросхемы усилителей. Именно из-за этого многим пользователям кажется, что банальный SBLive! обеспечивает лучшее звучание, чем встроенный звук – просто у звуковых карт от Creative высокий уровень выходного сигнала.
И вечный бой…
Как обычно, достигнув заветной цели, начинаешь хотеть большего. Вот и я начал задумываться о доработке Mercury 50A, которая позволила бы исправить их недостатки. Это раздутые верхние басы, не самые равномерные средние и высокие, резонанс какой-то детали в колонке с усилителем. Однако, по слухам, Defender готовит более качественный комплект акустики для меломанов – будем подождать.
А Audigy2 оказалась далеко не идеальной карточкой, сейчас я бы без колебаний поменял её на Aureon Sky, ведь в игрушки почти не играю.
Post Scriptum, или торжество разума над бездушной материей.
Нда, неисповедимы пути господни… Ночью сел поиграть в Call of Duty, подключив вместо колонок наушники, чтобы не пугать спящих родных перестрелками и взрывами. После игры решил маленько послушать музыку, потом что-то дёрнуло меня поиграться конфигурацией динамиков в настройках карточки. И что бы вы думали? Низко надвинутый потолок, гипертрофированный размер вокалиста канули в лету, а кроме этого в музыке вдруг нашлись новые, не слыханные даже на nForce2 достопримечательности! В Helloween – The game we should not play быстрый перебор двух струн, начавшись прямо у вас под носом, вдруг срывается с места и начинает кружить вокруг вас. В Deep Purple – Fireball левая гитара заиграла немного сзади, оркестры «развернулись» во весь объём камерного зала (ранее звучание было такое, будто ты находишься на галёрке, а весь оркестр играет где-то под тобой), стало угадываться расстояние до источников звука – тот инструмент находится дальше этого и т.д. Звук различных тарелочек обрёл чёткую прорисовку, басы обоих каналов слились в экстазе единения и теперь их с лихвой хватает даже при убавленном уровне НЧ на колонках. При прослушивании Navras в _дальнем_ поле некоторые звуки окутывают тебя, тогда как ранее все они «крутились» где-то спереди. Короче, придётся снова переслушивать свою музыкальную коллекцию и открывать в ней много нового
И как вы думаете, каким волшебством была достигнута сия благодать? Простым переводом карточки в 6.1 режим! Единственный нюанс – воспроизведение 5.1 дорожек, которые в данном случае не будут микшироваться на две колонки. Т.е. при просмотре DVD, скорее всего, придётся переключаться обратно в режим 2.0/2.1, если используемая программа воспроизведения не имеет собственных звуковых настроек.
Кстати, учитывая вышесказанное, а также восхитительный звук в Call of Duty с поддержкой EAX3, Audigy2 представляется в гораздо более выгодном свете. Просто к ней нужен особый подход, о котором мало кто знает. Теперь Aureon выкинут из головы, однако с ещё большей силой встаёт вопрос апгрейда акустики. Хех, и нет нам покоя, ни ночью, ни днём…
PPS
Нда, как в воду глядел, говоря про "нет нам покоя". Всё же позиционирование оказалось немного правильнее у драйверов 3.17 для nForce2. После того, как услышал музыку на нармальном плеере, слушать Audigy2 больше не могу, вернулся на встроенный звук. Он сцену нормально передаёт, но тоже не особо радует, потому что ALC650 звучит грубо. Что же делать? Help!
Обсудить данную тему можно здесь
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают