От расцвета, до заката. История компании 3Dfx.
реклама
Заканчивался февраль 2001 года. Снег таял. Светило солнышко. Было ужасное настроение. Вчера я узнал, что компании 3Dfx не стало. Её обанкротившуюся и разоренную купил противник и мой заклятый враг (на то время) - nVidia. «Зачем нужен мне VooDoo 3 3000 без програмной поддержки уже сейчас?»- крутилось у меня в голове целый день. Что будет через пол года? А три года назад людей, в компе которых стояли VooDoo II, считали богами и все пытались хоть увидеть издали, как идет Quake 2 в 800 х 600 при 16 битном цвете. Эх было время !
А ведь действительно было. Вот с этих размышлений я и начинаю свой очередной обзор об легендарной компании открывшей людям Трехмерное изображение, или 3D графику.
Что такое 3D я рассказывать не буду. Все мы хоть раз играли, или до сих пор играем, в Quake. Так вот. Кто бы мог поверить, что году этак в 1996, этого ничего не было. И первым кто смог это всё завести оказался наш дорогой 3Dfx.
Конечно были видеокарты. Но это не то, что сейчас. Под этим словом понимали, то чем сейчас является 2D, т.е. плоское изображение. Для игры в Doom их использование как-то оправдывалось, но в Quake нужно было действительно что-то, чего небыло в 2D видеокартах. А точнее это должно было быть устройство, которое ускоряло работу в этом самом 3D, ведь 2D видеокарты практически уже не могли сделать работу игры быстрее, при усовершенствовании и усложнении графики. И это самое «что-то» и дала людям 3Dfx в 1997 году.
Этим самым стал 3D ускоритель, или графический ускоритель, а компания впервые выпустившая что-то подобное, по праву начала носить имя 3Dfx.
Ну а теперь самое главное. С чем же она вышла? А вышла она с первым 3D акселератором 3Dfx VooDoo Graphics. На ней было 4 мегабайта (максимально 8 мегабайт) памяти типа EDO DRAM. Это не была полнокровная видеокарта. На ней было только 3D ядро и для его использования была нужна обычная 2D видеокарта. Вопрос. А как же это всё подключалось? Монитор-то один! Ответ. AGP слоты тогда только появлялись, а единственным местом куда можно было всунуть это всё были PCI слоты. В компьютере оставалась обычная видеокарта и ставился 3D акселератор. Затем видеокарту подключали с помощью спец провода к акселератору, а акселератор к монитору. А как-же всё это действовало? Если непонятно, то обьясняю. Когда была 2D графика, то работала обычная видеокарта, сигнал посылался через акселератор, а как только начинало работать 3D приложение, то сигнал от обычной видеокарты не проходил и работал только акселератор. При включении 2D приложения акселератор отключался и начинала работать видеокарта. Конечно это было неудобно, но выбора небыло.
Акселератор работал на частотах 45/45 (чип/память). Производился по 0,35 мкм технологии. На нем небыло ничего для охлаждения, но это не мешало прямо из драйверов разгонять его до частот 60/60.
Изображение (если не сравнивать с тем что сейчас) было нормальное, но сейчас им можно только детей пугать. Болезней у ускорителей на его основе было много. Это и невозможность играть в разрешении выше чем 800 х 600 (максимальное разрешение на акселераторе только 800 х 600). И поддержка только 16 битног цвета. Про то, что для карт писались драйвера, которые были не взаимозаменяемы, да еще у каждой фирмы которая выпускала акселераторы на этом чипе были свои собственные драйвера, которые могли не работать с картами от других производителей. Писать о том, что игры для ускорителей на его основе из-за особенностей архитектуры невсегда запускались - это комментарии в пользу этого птенца.
О производительности не хочу говорить. На все тогдашние игры хватало, если играть при разрешении 640 х 480, некоторые хорошо шли и на 800 х 600.
Чуть позже стало возможным обьединение двух абсолютно одинаковых акселераторов от 3Dfx наVooDoo Graphics в SLI, которые стали работать параллельно, конечно-же при использовании видеокарты. Производительность выросла на 50%.
Первый блин, как говориться, оказался на удивление не комом, а очень даже вкусным. Все недостатки ему простили, ведь он был первым, а это самое главное.
А вот второму продукту от 3Dfx действительно подошло бы выражение «Первый блин комом». А почему первый? Ведь этот продукт второй. А вот первый, первый в своем классе!
Этот продукт, под названием VooDoo Rush уже небыл только 3D ускорителем. 3Dfx попыталась совместить на одной плате 2D и 3D. Это означало, что выйдет полнокровная универсальная видеокарта, которая будет иметь в себе функции обычной 2D видеокарты и 3D ускорителя. Карты на его основе имели формулу 2D+3D. «Какая нелепая формула»- подумают все кто понимают в компьютерах: «Ведь у всех теперешних графических чипов на видеокарты формула 2D/3D». И они будут правы. Сейчас у чипов теперешних видеокарт всё в одном. И 2D ядро составляет одну целое с 3D ядром. Это сейчас. А на тех картах должно было стоять 2D ядро (отдельный чип) и 3D ядро (тоже отдельный чип).
На практике же получилось очень плачевно. Этот гибрид наделенный функциями небывалой карты, не только был плох в 2D приложениях, но и 3D ему покарялись гораздо хуже чем отдельному VooDoo Graphics.
Производительность в 3D была примерно на 30% хуже чем у одиночного предшественника. Карты работали на частотах 45/45. Был наделен этими-же недостатками как и карты с VooDoo I.
В 1998 году публике был представлен новый чип от 3Dfx VooDoo II. Это был аналог VooDoo Graphics, но более совершенный.
Карт на нем было гораздо больше чем на первом чипе, как и на первом чипе их выпускала не только 3Dfx, но и много сторонних производителей. Это был тот-же 192 разрядный чип. На некоторые карты уже ставили вентиляторы. Максимальное разрешение чуть подросло и составило 1024 х 768, это было максимальное разрешения на котором тогда работало большинство 15 дюймовых мониторов, которые составляли 90% от всего их количества. Как и у предшественника чип поддерживал только 16 битный цвет. Была возможность соединения двух карт в SLI режим. Техпроцесс остался прежним и был равен 0.35 мкм. Качество изображения выросло. Максимальное количество памяти могло составлять 12 мегабайт SDRAM.
Работал на частоте 90/90. Разгонный потенциал был мал, до 110/110 не разгонялась ни одна карта. Производительность, относительно предшественника, выросла на столько процентов, на сколько выросла и частота. Для одиночного VooDoo II нужен был Р2-266, для SLI не ниже чем Р2-350. В SLI режиме две карты показывали производительность на 50% больше чем одиночные. Была также возможность соединения 4 карт в SLI режиме, но этот вариант был невероятно дорог. Да и столько PCI слотов небыло на материнских платах тех лет. В продаже даже появилась карта от Quantum на которой было 2 чипа VooDoo II и 24 мегабайта памяти. Длина её составляла 34 сантиметра и она не влезала в некоторые АТ корпуса (как мой).
Как и предшественник, это были только 3D акселератор. Несмотря на все минусы он еще больше укрепил лидерство 3Dfx в этой области. Единственным пока конкурентом VooDoo II был чип от кампании nVidia (будущего лидера этой индустрии) Riva 128 ZX. В отличии от чипа 3Dfx он не болел большинством его болезний, был полнокровным 2D/3D чипом, хотя по производительности был чуть хуже. Через некоторое время следующим шагом к победе у nVidia стал чип Riva TNT. Он сохранил в себе все возможности прошлого чипа и даже чуть опережал одиночный VooDoo II, но не SLI.
Следующим чипом стал VooDoo Banshee. Наконец оглянувшись назад 3Dfx увидела что она всё-таки не одна. Большую конкуренцию ей стали оказывать ATI c чипом Rage 128 и nVidia агрессивно проталкивающая карты на Riva TNT.
Самым главным их достоинством было то, что они были полнокровными 2D/3D видеокартами в отличии от VooDoo II карт, которые были только 3D акселераторами. VooDoo Banshee была первым удачным образцом 2D/3D карт которые 3Dfx начала производить.
Для её создания было взято чуть облегченное 3D ядро VooDoo II и в него добавлено удачное 2D.
В принципе карты с VooDoo Banshee оказались вполне конкурентноспособным продуктом. 2D было великолепное, правда несколько облегченное 3D ядро VooDoo II заставило о себе вспомнить. Производительность была на 25% меньше чем у предка, но всё компенсировалось 2D присутствием.
Максимальное разрешение выросло до 1900 х 1200, но попрежнему не поддерживался 32 битный цвет. Минимальный процессор способный загрузить VooDoo Banshee был Р2-450.
Частоты были 100/100. Разгон до 120/120 был возможен. Карты комплектовались SDRAM или SGRAM памятью, в количестве до 16 мегабайт.
С этой видеокарты 3Dfx начал производить только 2D/3D чипы.
Первым действительно полноценным 2D/3D чипом, используемом в новой серии видеокарт стал VooDoo III. Посмотрев как nVidia разбила на все ниши рынка свою линейку Riva TNT 2 карт 3Dfx задумала тоже такое разделение. Были выпущены карты как для дома (игровые), так и для бизнес сектора, где не нужна сила. VooDoo III 2000, VooDoo III 3000, VooDoo III 3500 для игрового применения, а также VooDoo III 500 для бизнес сектора.
Итак. Обо всем и попорядку. Начнем с игровых видеокарт, а точнее с карт VooDoo III 2000, VooDoo III 3000, VooDoo III 3500. Они все сделаны на чипах от 3Dfx VooDoo III. На всех картах стоит только 16 мегабайт памяти. SDRAM на первой и SGRAM на двух оставшихся.
Чип от 3Dfx VooDoo III сделан по 0.25 мкм процессу. Максимальное разрешение 2048 х 1536 в 2D и 1024 х 768 в 3D . 32 битного цвета по прежнему нет, но появился 24 битный. По уверенриям 3Dfx игры в 24 битном должны были выглядеть, как в 32 битном цвете его конкурентов. Но никто не поверил . Карты на его основе производились как в AGP, так и в PCI вариантах.
Карты VooDoo III 2000, VooDoo III 3000, VooDoo III 3500 отличаются лишь частотами и типом установленной памяти. Первая работает на 143/143, вторая на 166/166, ну и третья на 183/183. Разгон самой низкочастотной составляет максимум до 175/175, вторую можно разогнать до частот самой быстрой из них, ну, а самую быструю разгонять проблематично и допускается только при постановке на радиатор чипа - вентилятора.
Производительность же такова. В Quake 3 можно играть без проблем. В разрешении 1024 на 768 и 24 битном цвете можно иметь 70 кадров на процессоре не ниже чем Р3-650 с картой VooDoo III 3000. VooDoo III 2000 имеет скорость на 10% меньше чем у VooDoo III 3000, а VooDoo III 3500 – на 10% больше.
VooDoo III 500 это название всё того-же VooDoo III который применялся для производства карт бизнес класса. Это карта похожа на VooDoo III 2000, но имеет только 8 мегабайт памяти. Максимальное разрешение в 2D 1920 на 1280, а в 3D только 1024 на 768. Работает на частотах 143/143, разгон гарантирован на 170/170. В придачу к этому у него в драйверах отключен 1 из двух текстурных модулей, маленькой правкой в реестре включается.
Карты производились только в варианте AGP на заводах STB и имеют название Velocity 100, на них 8 Мб. памяти. Правда есть и еще один вариант, но он очень редок Velocity 200 с 16 Мб. памяти.
Ну а теперь чуть-чуть о экономике. Несмотря на все достоинства чип VooDoo III не имел широкой популярности. Да и 3Dfx сама подлила масла в огонь, отказавшись продавать чипы сторонним производителям, а вознамерившись производить карты с ним сама. Перед этим она купила мощный концерн STB, занимавшийся производством видеокарт и овладев его мощностями перестала отгружать чипы оставшимся заказчикам. Хотя компании Quantum3D разрешила еще производить на протяжении короткого срока. Мир уже играл на разрешении 1280 на 1024 при 32 битном цвете, но «детские болезни карт от 3Dfx не позволяли им конкурировать наравне с продукцией ATI и nVidia.
В этом плане, за прошедшие три года, руководство 3Dfx не научилось думать на будущее. Её последний чип не получил такого признания как два прошлых. От неё, после отказа производить карты на её чипах отвернулись производители. Драйвера так и не были доведены до приемлемого уровня. Продукция на складах всё копилась и копилась. И даже самые верные её фанаты обнаруживали, что в 32 битном цвете на Riva TNT 2 идет всё гораздо лучше и быстрее чем на своем новеньком VooDoo III в 16 битном цвете. И даже надежда на то, что 3Dfx обьявит свою новую видеокарту VooDoo III 4000 (на этой модели планировалась установка 32 Мб. памяти, а карта должна была работать на частотах 200/200) прошла.
Прошел год после анонса последнего чипа 3Dfx. Компания уже не была на вершине Олимпа. Её скинули оттуда.
Решительные меры принятые чтобы спасти ситуацию не были такими уж и успешными. И хотя есть еще порох в пороховницах, но конец уже был виден.
Правда контратака последовала. В конце 1998 году был анонсирован VSA-100. Этот чип хоть и производился по 0.25 мкм процессу в будующем должен был перейти на 0.22 и даже на 0.18. Его частота составляла 166 МГц., но с улучшением техпроцесса должна была заметно вырасти. Самая же главная его фишка была в том, что наконец-то этот чип поддерживал 32 битный цвет. По спецификации он должен был использоваться именно в многочиповых решениях. Его максимальное разрешение составляло 2048 на 1536. Слот куда должна была устанавливаться видеокарта мог быть как AGP, так и PCI.
А теперь о видеокартах. На его основе планировалось делать 1, 2, либо 4 чиповые решения. Публике успели предоставить только первых две. Это были карты на VSA-100 имевшие 32 и 64 Мб. обычной SDRAM памяти. Про DDR поддержку ничего не говорилось. А теперь по отдельности.
Самой первой была обьявлена карта на двух VSA-100 VooDoo 5 5500 AGP. Она работала на частотах 166/166. Разгон был до частот 190/190. Карта имела два скоростных вентилятора которые так выли, что их заклинивали специально, или убирали и ставили более тихие. Особенностью карты было то, что при работе в 2D приложениях один из чипов автоматически отключался. Само же качество 2D было очень даже хорошим.
Производительность же была равна только уже устаревшим картам на GF I DDR, но этого было мало. В то время во всю властвовал GF 2 GTS. Сама же карта была дорогой, около 330 долларов на осень 2000 года за AGP версию. Это было сопоставимо с ценой на Radeon DDR (330$), но гораздо дороже чем его основной конкурент GF 2 GTS (280$).
Размеры платы не шли в сравнение ни с одной из предшественниц. Да еще и питались эти два чипа так усердно, что вставив карту в слот она неработала, именно поэтому её укомплектовывали специальным проводом подключавшимся напрямую к блоку питания компьютера.
“А как же SLI ?”- спросите вы. А ни как. Теоретически в одну параллельную систему можно установить до 32 чипов VSA-100. Но AGP слот только один. Так-что пришлось ждать осени, когда была представлена видеокарта под PCI, а точнее VooDoo 5 5500 PCI. Вот две такие видеокарты и можно было соединить в SLI. Но становилась еще одна проблема. Такая система стоила около 600 долларов и не каждый соглашался выкинуть на ветер такую сумму.
Второй видеокартой была VooDoo 4 4500 с одним чипом VSA-100 и 32 мегабайтами SDRAM памяти. По производительности он находился между МХ200 и МХ картами, стоил же намного дороже. PCI варианта выпущено не было. Поэтому в SLI эти видеокарты соединить было невозможно. А жаль. Два VooDoo 4 4500 и у тебя VooDoo 5 5500.
Ну вот и всё. Подошел к концу и наш рассказ. В декабре 2000 года 3Dfx обанкротилась, а уже весной 2001 года была куплена своим главным противником компанией nVidia за 25 миллионов долларов. Как ни жалко 3Dfx, а всему приходит конец. Война она и есть война.
Ура первопроходцам, ура пионерам. А лет через тридцать деды будут рассказывать в закуренных кухнях внучкам о том как делалась история. И некоторые люди будут смаковать играя на компьютере в игры 20-ти летней давности на том самом 3Dfx VooDoo Graphics.
Король умер, да здравствует король. В данном случае 3Dfx……
Продолжения по видимому не будет ! Всё. Конец.
автор Gljukats из Тарту.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают