Процессорозависимость GeForce 6800 GT на примере Athlon XP – от 2500+ до 2500 МГц
реклама
Вступление
Постановка задачи
Конфигурация системы
Центральный процессор:
AMD Athlon XP 2800+ на ядре Barton, выпущенный на 35 неделе 2003 года
Помимо влияния частоты процессора на производительность системы, я решил выяснить влияние частоты системной шины на производительность при одинаковой частоте процессора, поэтому список тестируемых режимов работы процессора получился следующим:
реклама
Стандартные частоты для процессоров на ядре Barton:
XP 2500+ 166x11,0 = 1838 MHz
XP 2800+ 166x12,5 = 2088 MHz
XP 3200+ 200x11,0 = 2205 MHz
Разгон:
209x11,0 = 2308 MHz
200x11,5 = 2305 MHz
218x11,0 = 2402 MHz
208x11,5 = 2402 MHz
200x12,0 = 2405 MHz
227x11,0 = 2502 MHz
218x11,5 = 2511 MHz
208x12,0 = 2507 MHz
200x12,5 = 2506 MHz
Материнская плата:
Gigabyte GA-7N400 BIOS F10
реклама
Система охлаждения:
AeroCool GT-1000 с термопастой КПТ-8
Видеокарта:
Leadtek A400GT TDH (GeForce 6800 GT), разогнанная до частот 410/1102 МГц
Оперативная память:
2*512 MB Patriot PSD512400 Dual Channel 2,5-3-3-9 FSB:DRAM=1:1
Жесткий диск:
Western Digital WD3200JB 320GB, 7200rpm, 8MB cache
реклама
Блок питания:
Thermaltake W0026R 480W Active PFC
Будет не лишним упомянуть, что видеокарта 6800 GT очень придирчива к качеству питания. В частности, мне пришлось заменить блок питания Codegen 400W на указанный выше Thermaltake поскольку в 3D-приложениях система демонстрировала неудовлитворительную стабильность и разгон видеокарты был невозможен. После замены блока питания на более качественный всё пришло в норму.
Программное обеспечение и методика тестирования
3Dmark2001 SE build 330 – настройки по умолчанию
3Dmark03 build 360 – настройки по умолчанию
реклама
3Dmark05 build 120 – настройки по умолчанию
3Dmark06 build 102 – настройки по умолчанию
Для игр были выбраны те режимы, при которых комфортно играть на моей системе:
DooM 3 – стандартное демо “demo1”, 1024x768 High Quality, AA4
Half-Life 2 – демо “ixbt01”, 1024x768 AA4 AF16, все настройки в игре на максимум
F.E.A.R. – стандартный бенчмарк, 1024x768 AA2 AF16 Soft Shadows - on, все настройки на максисум (за исключением звука - medium)
Разрешение 1280x1024 мне не подходит т.к. в этом случае монитор NEC FE700 способен обеспечить частоту регенерации лишь 60 Гц, чего явно недостаточно при использовании ЭЛТ-монитора. Кроме того, раз уж мне предстояло тестирование процессора в таком широком диапазоне частот, заодно я решил сравнить производительность в Super Pi / mod 1.4 и WinRAR 3.62.
Все тесты прогонялись по два раза (кроме 3DMark 06 и WinRAR из-за высокой сходимости результатов), результаты усреднялись. После каждого теста система перезагружалась. Для Half-Life 2 и DooM 3 записывались результаты второго прогона, между первым и вторым прогонами игра не перезапускалась.
Тестирование проводилось на чистой Windows XP SP2, использовались следующие драйверы:
DirectX 9.0c August 2006
ForceWare 81.98
nForce 5.10 Chipset Driver
Синхронный режим или большая частота?
Поскольку в списке присутствуют режимы с 166 МГц FSB, то для начала надо выяснить, что обеспечивает большую производительность – синхронный режим работы памяти или ее большая частота? Ответ ниже:
Диаграммы говорят сами за себя. Как и следовало ожидать, для nForce2 синхронные частоты работы оперативной памяти и системной шины предпочтительны.
Тестирование
3Dmark2001SE
Самый процессорозависимый тест из популярной серии. Если бы не Game Test 4 – Nature, его можно было бы назвать процессорным бенчмарком. При разгоне от рейтинга 2500+ до частоты 2500 МГц с итоговым увеличением частоты на 36% был получен прирост поголовья попугаев равный 4538 единицам, или 27%. Вы все еще думаете что это не процессорный тест?
При этом на диаграмме можно наблюдать, что в режимах с одинаковой частотой процессора результаты существенно зависят от частоты системной шины. Так, при частоте процессора 2,5 ГГц разница между режимами 227*11 и 200*12,5 составляет 850 попугаев или 4,2% в пользу режима с большей частотой системной шины. Очередное подтверждение того, что разгон по шине в случае процессоров Athlon XP эффективнее разгона множителем.
3DMark03
Когда я выбирал видеокарту, одним из условий было - "хочу 10000 в 3DMark 03". Бенчмарка 3DMark05 тогда еще не было. Частота процессора влияет на результат не так сильно, но все еще ощутимо. Разгон от 2500+ до 2500 МГц приносит 759 попугаев, или 6,5%.
3DMark05 А здесь уже можно говорить о том, что для 6800 GT достаточно процессора уровня Athlon XP 3200+, дальнейшее повышение частоты на 300 МГц (13,5%) приводит к появлению лишь 63 новых попугаев, что составляет всего 1,1% от общей суммы. Зависимость результата от частоты систменой шины при одинаковой частоте процессора выражена менее явно чем в двух предыдущих тестах.
3DMark06
Даже процессора с рейтингом 2500+ хватает чтобы полностью загрузить видеокарту работой. 3DMark06 - слишком тяжелый тест для 6800 GT.
DOOM 3
Еще одним условием при выборе видеокарты было - "хочу играть в DooM 3 без тормозов и с максимальной графикой". С разгоном процессора на 36% от уровня 2500+ и 13,5% от уровня 3200+ FPS вырастает на 20% и 6,9% соответственно. В общем, с процессором побыстрее 6800 GT могла бы показать в этой игре и лучший результат…
Half-Life 2 Даже на максимальных настройках графики игра упирается в процессор. 36,1% прироста его частоты дают 34,9% прироста FPS! Впрочем, удивительного мало. Обстрел плавсредства с Гордоном Фриманом на борту из ракетниц и прочего стрелкового оружия дает неплохую нагрузку на процессор. Чтобы не быть голословным, скажу что конфигурация из 2-х видеокарт 6800 Ultra (425/1100 МГц) в режиме SLI при тех же настройках графики (AA и AF выставлены в настройках драйвера, но думаю что большой роли в данном случае это не играет) набирает всего 86,9 FPS с процессором Athlon64 4000+ и 74,4 FPS с процессором Pentium4 3,73 GHz Extreme Edition, если верить результатам ixbt.com. Попробуем демо полегче? Сказано – сделано. Я записал свое демо – m01, покатавшись в d2_coast_01 на багги. Как видно из диаграммы, FPS по прежнему упирается в процессор, в режимах с множителем x11 увеличение частоты на 36,1% дает увеличение FPS на 34,5%. Очевидно что в случае с 6800 GT и Athlon XP в Half-Life 2 при разрешении 1024x768 процессор всегда будет узким местом. В прочем, показатель FPS при этом вполне достаточен для комфортной игры.
F.E.A.R.
А вот здесь меня поджидал сюрприз. Вне зависимости от частоты процессора результаты оказывались примерно следующими: Небольшая наблюдаемая разница получалась лишь за счет погрешности. Разгон процессора на 36% не дал никаких результатов, слабым звеном оказалась видеокарта! Подтверждает это и то что отключение AA, AF и мягких теней существенно сказалось на скорости - средний FPS вырос на 20 единиц и 88% игрового времени FPS был выше 40.
Сводные графики производительности
Рассмотрим подробнее режимы с множителем x11, как наиболее производительные в рамках данного тестирования. На графике результаты и частота Athlon XP 2500+ (166x11) приняты за 100%.Как следует из полученных результатов, максимальную процессорозависимость можно наблюдать в Half-Life 2 и 3DMark2001 SE. Чуть менее процессорозависимой игрой является DOOM 3, при этом зависимость описывается уже уравнением второго порядка. Результаты F.E.A.R. на сводном графике не приведены поскольку кривая легла бы на ось абсцисс.
Перейдем к рассмотрению результатов тестов, отражающих производительность процессора и памяти.
3DMark06 CPU 36,1% прирост частоты = 35,9% прироста попугаев. Кто бы сомневался… Частота шины практически не влияет на результат.
Super Pi – 1MПоследняя диаграмма для наглядности построена не от нуля. Показатель время*частота позволяет судить об удельной скорости в Super Pi (чем меньше произведение, тем выше удельная скорость). Видно, что при равном множителе удельная скорость практически идентична, небольшую разницу можно списать на погрешность измерений. С увеличением множителя, удельная скорость с каждым шагом падает. При этом режимы с FSB 166 МГц имеют при одинаковом множителе чуть большую удельную скорость по сравнению с 200(+) МГц что, вероятно, объясняется большими внутренними задержками чипсета nForce2 при переходе к 200 МГц FSB.
WinRAR Результаты и их оценка аналогичны наблюдаемым в Super Pi, разница лишь в том, что удельная производительность намного сильнее зависит от частоты системной шины. Если в режиме 227*11 число Пифагора рассчитывалось на 3,69% быстрее, чем в режиме 200*12,5, то в случае WinRAR разница составляет уже 11,5%. Можно заметить, что при FSB 200 МГц производительность практически не увеличивается при разгоне от 2,2 до 2,5 ГГц - узким местом в WinRAR оказывается скорость системной шины и оперативной памяти. Это приводит к тому, что процессор, работающий в режиме 218*11 на частоте 2,4 ГГц опережает процессоры, работающие на частоте 2,5 ГГц в режимах с FSB 209 и 200 МГц. И даже процессор, работающий в режиме 209*11 на частоте всего лишь 2,3 ГГц оказывается быстрее, чем процессор, работающий в режиме 200*12,5 на частоте 2,5 ГГц! Стоит ли говорить, что при переходе от FSB 166 МГц к FSB 200 МГц удельная производительность в WinRAR падает заметно выше, чем в Super Pi.
Сводные графики производительности процессорных тестов
Как и ранее, рассмотрим подробнее режимы с множителем x11. На графике результаты и частота Athlon XP 2500+ (166x11) приняты за 100%.
Видите на графике, как внутренние задержи чипсета влияют на результаты WinRAR при переходе от FSB 166 МГц к FSB 200 МГц? Обратите внимание, при частоте FSB 200-227 МГц (120-136% на оси абсцисс) тангенс угла наклона составляет 0,966, а при частоте FSB 166-200 МГц (100-120% на оси абсцисс) - лишь 0,8094. При этом для 3DMark06 CPU и Super Pi 1M подобного не наблюдается. Если бы результаты WinRAR зависили преимущественно от частоты процессора, тангенс угла наклона был бы одинаковым во всем рассматриваемом диапазоне частот, как это наблюдается для тестов 3DMark06 CPU и Super Pi 1M. Можно предположить, что наибольшее влияние внутренние задержки чипсета оказывают на работу с памятью, которая весьма важна в WinRAR и не так важна в прочих рассмотренных тестах.
Выводы
В играх с хорошей физикой даже разогнанного до 2500 МГц Бартона может быть недостаточно для 6800 GT, что мы и видели на примере Half-Life 2. Однако, на примере F.E.A.R. стало понятно, что при использовании вполне играбельных графических режимов FPS может ограничиваться уже не процессором, а видеокартой. В таких случаях и пригодится вся мощь 6800 GT. Так хватит ли в целом разогнанного Бартона для видеокарт уровня 6800 GT? Для того чтобы всегда использовать видеокарту на 100% - нет. Для того чтобы просто играть и не думать о FPS - вероятно, да.
Обсудить статью можно в моей теме на форуме.
(c) mishgane
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила