[Обзор] Mad Catz R.A.T. Pro X. Концепт-трансформер



Фирма Mad Catz известна своими необычными продуктами, которые фигурируют на рынке уже не первый год. В последнее время компания стала куда более пользователеориентированной, поскольку начала использовать в своих мышках проверенные компоненты (что особенно касается сенсора), но при этом все также сохраняя свой дух.

На сей раз компания Mad Catz достигла вершины мышестроения, выпустив на рынок убер-агрегат с самыми широчайшими возможностями кастомизации. В мышке изменить можно абсолютно все. Даже сенсор. Поэтому теперь не будет вопросов насчет того, что в мышке что-то не так – каждый сможет выбрать себе вариант по душе.

Под катом длинная простыня, много фото и скриншотов, а также пара видео.

Упаковка, комплектация, инструкция




Вообще, в большинстве случаев коробка очень стандартна – в ней бывает что-нибудь вкусное (типа дополнительных ножек для мыши или чего-либо подобного), или же не бывает ничего вообще (бумажки не в счет). Но в случае с Pro X все иначе. Последнее слово, в заголовке, кстати, явно не лишнее, и я поясню, почему.



Но все же осмотрим коробку. Она выполнена в типичной стилистике Mad Catz, нетипичной для других компаний – скошенные геометрические формы коробки, плотный картон, прозрачный каркас из PET-пластика, за которым видна мышь во всей красе; задняя часть коробки усеяна дырками в картоне, а сами дырки тоже закрыты PET-пластиком, но через них видна вся комплектация этой мышки. Размах впечатляет.



Mad Catz, правда, даже в этом случае остались верны себе – однажды открыв коробку, закрыть ее обратно не получится. Это не то чтобы минус, ведь коробка не является исключительным предметом дизайна, чтобы ее хранить, но все в случае необходимости хотелось бы ею воспользоваться еще раз. Просто собрать все в изначальное состояние очень трудно.



Коробка содержит в себе просто сверхбогатую комплектацию. Уверяю вас, ни к одной мышке вы никогда не получите чего-либо подобного. В коробке находится сама мышь, на которую уже нацеплены некоторые сменные элементы, а так же… Лучше отдельным списком.

Комплект:
  • Мышь
  • Плотный кейс для мыши
  • Инструменты для мыши – шестигранник для смены дополнительных частей и мягкая кисточка для чистки линз сенсора
  • 3 протектора колеса
  • 3 задние сменные панели
  • 2 комплекта сменных глайдов
  • 2 боковые панели под большой палец (панели слева)
  • 3 боковые панели под безымянный палец и мизинец (панели справа)
  • 1 сенсор
  • Небесполезная инструкция с картинками
  • Наклейки Mad Catz
  • Прочие неинтересные бумажки

Теперь чуть подробнее.



Кейс – он и в Африке кейс. То есть очень приятно, что он есть, и он отлично справляется со своей функцией – защищать мышь при транспортировке. Сделан он из довольно мягкой чуть бархатистой ткани, обтянутой поверх жесткого каркаса. Нижняя часть ровная и гладкая, в верхней же части каркас сделан под форму мыши. Внутри кейса нижняя часть уполнена толстым слоем вспененного полиуретана, что сохранит мышь в целости даже при ударе. Еще одна маленькая деталь: эта полиуретановая вставка (хотя ее стоит назвать панелью) съемная, а потому внутри запросто можно разместить провод – специально для этого предусмотрены вырезки. В общем, довольно удобно – ничего нигде не будет болтаться, а кейс защитит мышь от повреждений.



В кейсе находятся отвертка с кисточкой для чистки сенсора. Последние два аксессуара малы, да значимы. Без шестигранной отвертки нельзя сменить боковые панели (как панели слева, так и справа), а также… Я сам такое встречаю впервые, но без этого нельзя будет регулировать усилие прокрутки колеса. Все эти подробности будут удостоены отдельного внимания.



Все дополнительные элементы этого конструктора расположены в еще одном плотном полиуретановом футляре. И вырезки в этом футляре точно подогнаны под сменные части, поэтому сами по себе они не выпадут и не потеряются.



Три протектора колеса имеют различную эргономику и даже материалы. Два их них – металлические (узкий и широкий протектор), один – резиновый. Широкий металлический протектор сразу установлен на мышь.



Три задние панели также предназначены для подбора более удобного хвата под себя. Между собой они различаются высотой посадки и материалами. К тому же каждая панель, как оказалось, имеет свойство отклоняться вправо или влево, что дает еще большие возможности для выбора хвата под себя.



Два сменных комплекта ног. И причем только один из них тефлоновый. Второй сделан из… керамики. Эти ноги обеспечивают куда более быстрое скольжение по сравнению со стандартными тефлоновыми ногами, поскольку имеют очень маленькое трение, а потому любителям сверхбыстрого и легкого скольжения они придутся по вкусу. К тому же существует мнение, что керамические ноги очень годно использовать с пластиковым ковром – трение будет просто мизерным. Однако я их использовал только на тряпичных коврах. По стеклянным или алюминиевым коврам (и с такими используют) я бы их катать не рекомендовал – есть риск стереть ноги и поцарапать саму поверхность.



Две сменные боковые панели под большой палец. Они меняются только с помощью шестигранной отвертки. Не теряйте ее. А то можете оказаться в неудобной ситуации. Примерно вот в такой:
«Приехал, значит, на лан-турнир. Расчехлил девайсы, все подключил, да вспомнил, что колесо хотел потуже сделать – скроллом-то пушки удобнее в контре переключать. Лезу, значит, в кейс… И понимаю, что забыл отвертку дома. Вот ведь черт! А до начала-то всего десять минут!
— Пацаны, выручайте! У кого есть шестигранник? Мне б колесико у мышки закрутить…»



И не такое бывает. Вернемся к панелям. Одна из них установлена сразу, а вторая идет в комлекте. Вторая панель имеет чуть большую толщину, а потому она сделана для любителей мышек пошире.



Три сменные боковые панели под безымянный и мизинец. История с шестигранником повторяется. Одна из панелей вполне стандартная, вторая имеет дополнительную ложбинку под мизинец (вроде как предназначено для полностью ладонного хвата, когда все пальцы расслабленны), а третья имеет выступающий акулий плавник. Обо всех ощущениях расскажу отдельно.



Сенсор. Да, он тоже сменный. И всего их 3 штуки. Оптический лазерный Avago (ныне Pixart) ADNS-9800, оптический светодиодный Pixart PMW3310 и лазерный Philips PLN2037 (построенный на технологии Doppler Shift). В комплекте идет всего один сенсор и его модель выбирается пользователем при покупке. Остальные сенсоры покупаются отдельно и их стоимость составляет 30 евро за штуку (если задуматься, то за эту цену можно купить мышь в среднем ценовом сегменте). Дороговато, особенно с учетом изначальной цены девайса. Да и в российской рознице пока отдельно сенсоры не продают – можно купить мышь с каким-либо из сенсоров на выбор (из трех доступных), но вот отдельно их пока нет. Все будет со временем.



Инструкция. Я их не смотрю никогда вообще. Мышь есть мышь, не надо усложнять. Я еще никогда так не ошибался. Господа, спешу заверить, что здесь инструкция к мышке (впервые на моей памяти) – жизненно необходимая вещь. И я несколько удивлен, что внутри не написано (только для русских, очевидно): «Ну что, уже успел сломать?»

Так вот, в инструкции наглядно и в картинках показывается, как следует делать и как не следует делать. Понятно будет каждому. Даже без знания языка и нецензурной лексики. Очень советую ознакомиться, девайс-то дорогой.

Больше такой комплектации нет нигде – нам дают персональный конструктор. У каждого сложится свое мнение, насколько хорошо это или плохо, надо это или же нет. Про себя скажу просто – мне с таким девайсом приходится иметь дело впервые, и это оказалось крайне интересно. Ничего подобного я еще не встречал.

Дизайн, устройство мыши и эргономика




Тут прямо глаза разбегаются – я даже не знал, как к этому всему подойти и с чего начать. Дело в том, что у мышки очень большое количество органов управления, и к этому просто надо привыкнуть. Причем некоторые из них – колесо, например – тоже уникальные. И даже дважды. А может, и триджы. Таких фишек больше не наворачивал никто. Лично я за эксперименты, поскольку из них всегда можно вынести очень интересный опыт.



В первую очередь надо отметить, что мышь, как бы сказать, фрагментированная. То есть у нее нет целостного корпуса, в котором бы содержалась начинка, контактирующая со внешними элементами управления, а потому все элементы здесь существуют как бы по отдельности, сплетаясь в единую и довольно цельную систему. Такой подход обусловлен двумя факторами: кастомизация и масса. С первым пунктом все понятно. Но если бы эти детали были бы цельными блоками, которые составляли единое целое, то это значило бы, что каждая из сменных деталей имела бы большую массу, в результате чего сама мышь получилась бы очень тяжелой. Так что тут уменьшали массу всеми возможными способами.



Далее следует упомянуть, что мышь эргономичная и предназначена только для правшей. Она никак не подойдет для левшей, не смотря на широкий ассортимент аксессуаров и всяких панелек.



Мышь можно назвать легкой, особенно с учетом ее компонентной базы; ее масса без учета кабеля (с базовым обвесом) – 105 грамм. С кабелем – 140 грамм. С другим сенсором или другими боковыми панелями масса может чуть увеличиться.

В мышке применены самые различные материалы, в том числе и современные. Помимо глянцевого и софт-тач пластика (а также обычного шероховатого пластика, который есть только на днище мышки и частично в сегменте колеса) здесь есть даже магниевый сплав и карбоновые вставки. Все для облегчения массы. В свое время в обзоре на другую мышь этой компании я упоминал, что их продукты чем-то напоминают концепт-кары или навороченные спортивные болиды. Я думаю, что сходство вы увидите сразу.



Корпус (а точнее, весь связующий каркас) мышки выполнен из магниевого сплава, у некоторых панелей присутствуют вставки из карбона, остальные части – пластиковые.



Основные кнопки мыши закрыты пластиком, который будто прорезинен, но вряд ли является софт-тач покрытием. Скорее, это просто такой пластик. Часть левой кнопки – магниевый сплав. Задняя панель (и другие, что идут в комплекте) сделаны из софт-тач пластика, боковые панели выполнены из комбинации софт-тач и глянцевого пластика. Честно говоря, я не разделяю любовь Mad Catz к глянцу, поэтому лучше было обойтись без него. И цепкость боковых элементов улучшилась бы, и мышь при всей своей разрозненности выглядела бы чуть более сдержанно и органично.



Одна из самых необычных и интересных частей в мышке – колесо. С какой стороны на него не посмотри – оно уникально. Ну просто столько фишек в одно колесо еще никто не запихивал. И мне лично понравилось, как все эти фишки органично вписываются в повседневное использование.

Колесо имеет оптический энкодер, имеет нажатие как средняя кнопка мыши, имеет съемные протекторы (каждому свое), имеет регулируемое усилие отсечек (из него можно сделать инерционное колесо как у Logitech), а еще оно представляет собой аналоговый джойстик с возможностью перемещения по одной оси.



Про первые два пункта понятно. Регулируемое усилие отсечек настраивается все той же самой отверткой, позволяя затянуть болт в колесе потуже, или же, наоборот, ослабить. То есть абсолютно каждый пользователь имеет возможность настроить колесо под себя и это очень удобно. Вопрос лишь в одном – что мешало сделать такую прекрасную фичу без необходимости пользоваться шестигранником? Хотя, поразмыслив над этим, я пришел к выводу, что иного решения в данный момент нет. По крайней мере, без конструктивного изменения самого колеса. К тому же колесо не разбалтывается при долгом скроллинге. Может это, конечно, дело времени, однако у меня никаких нареканий не возникло.



Про съемные протекторы тоже все понятно. Ну а что там? Схема смены следующая: пришел на лан, снял нужное кольцо, всех завалил, ушел довольный. На самом деле все зависит от предпочтений. Мне нравится широкое и металлическое колесо, которое сразу стоит на мышке. Цепкое, хорошо тактильно ощутимое. Я бы не стал даже его менять.

И джойстик в колесе. Во многих более-менее современных играх вроде того же Crysis или Battlefield можно выглядывать из-за угла или выполнять еще какие-либо функции, которые нельзя выполнить «частично» с помощью клавиатуры. А с помощью аналогового джойстика можно. И тут есть еще одна изюминка, о которой я догадался не сразу. Колесо можно вынуть наверх и оставить в таком положении. Его работоспособность в качестве скроллера сохраняется, на него также можно нажимать как на СКМ, и при этом его становится куда легче поворачивать как аналоговый джойстик.



Простое, изящное и очень удобное решение. Надавил сверху на колесо посильнее – оно задвинулось обратно, на положенное место. Баланс между обычным нажатием как на СКМ и возвращением колеса в исходное опущенное состояние просто отличный – случайное нажатие на СКМ исключено, случайный возврат колеса тоже исключен, поскольку для этого потребуется приложить значительное усилие. Использование возможностей колеса ограничено лишь вашей фантазией.



Прочие элементы управления вполне обыденны, чтобы о них что-либо сказать. Есть две основные кнопки, две боковые навигационные кнопки «вперед-назад» из глянцевого пластика, под ними же расположена и третья кнопка, именуемая «снайперской» (например, она позволяет на лету переключить чувствительность мышки), кнопка переключения чувствительности мышки с 3 различными значениями dpi (поскольку она одна, то переключение dpi осуществляется циклически).

Клики основных кнопок мышки довольно легкие, упругие, но не очень информативные. Не хватает обратной отдачи, поскольку контактная площадка расположена прямо на самом переключателе и между ними нет никакого хода. Зато основные кнопки не люфтят, хотя и ходят немного вправо-влево, если их пошевелить. Фрагментированность мышки сказывается.

Нажатие на колесо довольно тугое, и это единственное, что не настраивается в колесе. Хотя, если бы и усилие на колесо можно было бы менять, я бы не удивился. Отсечки у колеса очень четкие, ход у колеса маслянистый, каждая отсечка отчетливо ощущается. При этом сами отсечки заметны на слух, но их никак нельзя назвать трещоткой. Скорее, слышно легкое «тык-тык-тык» при переключении на каждую позицию. И этот характер отсечек сохраняется при любой затянутости болта самого колеса (если вы, конечно, не сделали совсем из него инерционное). И нет никакого пластикового стука. Что при прокрутке от себя, что на себя. Браво, Mad Catz!

Это, пожалуй, лучшее колесо, какое я когда-либо использовал. А учитывая наличие оптического энкодера колесо следует назвать неубиваемым. Ну, разве что аналоговый джойстик испортит это веселье. Хотя и он сделан надежно.



А вот боковые кнопки совершенно точно разочаровали. Они совершенно не продуманы с точки зрения эргономики. Почему? Задняя боковая кнопка находится на грани зоны досягаемости, поэтому до нее надо конкретно выгибать большой палец. Далее, клики у двух кнопок довольно легкие, хорошо тактильно ощутимы, имеют холостой ход, поэтому накликивать более-менее удобно. Но большой палец посильнее всех других, а потому в обычных условиях пользования не всегда понятно, прожал ли ты кнопку или нет. И непонятно, какую именно.

Они сделаны из глянца, что неудобно – палец проскальзывает на кнопках, а к тому же передняя и задняя боковая кнопка плохо тактильно разделимы, отчего, не нащупав нужную кнопку вслепую, можно нажать случайно не ту. То есть тут либо следовало выбирать иное расположение самих кнопок, либо делать их более различимыми между собой. И убирать глянец, сразу же. Снайперская кнопка более тугая в плане нажатия, однако она куда хуже тактильно различима. С другой стороны, это, пожалуй, плюс. Я ей не пользуюсь, но и случайных нажатий у меня ни разу не происходило.

Мышь устойчива к загрязнениям. На ней, не смотря на кучу различных элементов, не остается ни пыли, ни грязи. Даже при очень активной игре. Это плюс. Разве что остаются отпечатки пальцев на глянце.



Провод у мышки ярко-зеленый, несъемный, в тканевый оплетке, умеренной толщины. Довольно податливый, легко сгибается, но потребуется время, чтобы он запомнил заданную ему форму. Честно говоря, я вновь удивился. Но на сей раз тому, что при всей кастомизируемости мышки провод оказался несъемным. А еще он выходит с левой стороны, а не по центру мышки. Учитывая, что провод составляет немалую часть массы мышки, он влияет на ее поведение, особенно если в какой-то момент провода не хватит. В этом случае мышь может утянуться за проводом. В общем, не самое лучшее решение, на мой взгляд. А еще тканевая оплетка трется и цепляется за текстурированные ковры, из-за чего мышь может двигаться неравномерно. Я использую в таких случаях держатель для провода – очень помогает.



Снизу у мышки тоже все необычно. Во-первых, у мышки есть две пары глайдов – тефлоновые и керамические; во-вторых, сами глайды разнесены на двух пластиковых планках. Эти самые планки с тефлоновыми или керамическими ногами крепятся к мышке на магнитах, поэтому снимать их довольно просто. Но вот заменить те же тефлоновые (керамические ноги почти не стираются) будет проблематично – запасных тефлоновых ног в комплекте нет.



Снятые планки с глайдами открывают доступ к сенсору, который тоже является съемным. В данный момент на мышке установлен один из лучших оптических сенсоров на данный момент – Pixart PMW3310, окошко сенсора повернуто на 90 градусов (скорее всего, такое положение обусловлено конструкцией модульного блока). На сенсоре, как позже выяснилось, есть дисплей, который показывает текущий выбранный профиль мышки, а также находится маленькая зеленая кнопочка для переключения этих самых профилей.



У меня еще в наличии есть лазерный Avago ADNS-9800, поэтому будет проведено сравнение в лоб, насколько хорошо мышь отрабатывает тот или иной сенсор. Что интересно: каждый сенсор имеет собственную встроенную память (помимо дисплея и кнопки переключения), что позволяет в каждом сенсоре запомнить именно те профили и настройки, которые хотите лично вы. Их всего 10 штук – 9 пользовательских и одна автоматическая. К сожалению, у этого подхода лишь один минус – все профили переключаются циклически, а потому иногда перетыкивать с одного профиля на другой (на предыдущий, если быть точнее) утомительно.



Наверное, вы заметили, что я ни слова не сказал про хват и про то, насколько удобно держать мышь. Так вот это зависит от того, какой обвес установлен на мышке, поэтому возможности хвата мыши следует рассмотреть отдельно.

Форма, хват мышки, возможности кастомизации


В целом, я бы сказал, что мышь (если брать начальный обвес) подходит именно под пальцевый хват. Мышь при всей кажущейся громоздкости и навороченности довольно компактна, низка, а потому никакие из элементов не упираются в ладонь и не мешают ее контролировать. Хват пальцами, повторюсь – отличный. Мышь можно чуть задвинуть в руку, если не хватает микроконтроля (как раз под ладонью есть свободное место), и в тоже время мышь хорошо контролируется. Длина моей ладони от начала руки и до кончика среднего пальца – 18,5 см.

При этом мышь легко трансформируется под ладонный хват – достаточно лишь выдвинуть заднюю боковую панель.

А вот для когтевого хвата мышке не хватает целостности формы. То есть хват когтем подразумевает использование напряженных пальцев, что дает более быстрый отклик на происходящее в игре, и упора в ладонь для большего контроля. Честно, тут с этим плоховато.



Так что либо пальцы, либо ладонь. Причем я обычно всегда использую ладонный хват (или ладонно-пальцевый, когда рука накрывает мышь почти полностью, а пальцы подгибаются на манер когтевого хвата, однако не так сильно ощущается напряжение, поскольку пальцы все-таки чуть расслабленны, просто собранный такой хват получается), а здесь оказался удобен именно пальцевый. Ну раз так, то почему бы и нет?

Теперь же поподробнее про сменные части.

Сперва предлагаю глянуть небольшое видео, где наглядно показано и рассказано про комплектацию:



Начну с простого – протектор колеса. Меняется легко: поднять блок с колесом, стянуть протектор на себя, поставить новый (учитывая рисочку внутри колеса, которая налезет на обод – спасибо инструкции). Мне стандартный (широкий, металлический) понравился больше всего, я его и оставил.



Задняя боковая панель. Первая, установленная по умолчанию – с зеленым ободком – самая высокая из всех. С ней в задвинутом положении можно играть ладонью, особенно, если у вас рука поменьше моей. Вторая и третья панели будут пониже, а потому для пальцевого хвата без упора они подойдут куда лучше. В конце концов, я сменил себе стандартную панель на более низкую и которая без дырок. Пальцами контролировать мышь стало еще удобнее.



Но есть и несколько спорных моментов. Первый – фиксация этих панелей хоть и тугая, но не мертвая. То есть если вы отодвинули панель назад (для ладонного хвата) а после в пылу сражения сжали мышь (и зубы) от напряжения, то панель задвинется обратно, что нарушит привычный хват.



В более старых моделях (взять тот же R.A.T. TE) там был фиксатор, который не позволял передвигать панель, пока пользователь не нажмет на рычажок и не передвинет панель. Видимо, упрощение конструкции сменных панелей привело к такой неприятности. Я использую панель в полностью задвинутом состоянии, поэтому такой проблемы не имею.



Далее, панели наклоняются вправо и влево. Сдвинуть их туда трудно, еще труднее вернуть обратно. Либо не разработались и не притерлись, либо же косяк. Мне пришлось каждую из двух панелей, которые я наклонял вбок, снимать и возвращать в исходное положение. Не сказал бы, что этот наклон помогает улучшить хват. Более высокая или низкая панель – да. Вперед-назад – да, то, что надо. А вот вбок – сомнительно.



Левая боковая панель. Вторая панель является точной копией первой (не очень удобной – вспомните момент про боковые кнопки), однако она сама по себе чуть потолще. То есть она предназначена для более широкого хвата. Кому-то понравистся, кому-то нет. Меня полностью устроила стандартная панель.



У этих панелей есть один просчет: задняя часть задней боковой кнопки несколько острая, а потому она впивается в кожу между большим и указательным пальцем. Со стандартной панелью это незаметно, а вот с более широкой – очень даже. Следовало более аккуратно отработать острый край.



Правая боковая панель. Сразу скажу – все тоже самое. Самая удобная – стоковая панель. Вторая панель дает возможность использовать мышь полностью ладонным хватом – там предусмотрено место для мизинца.



Можно просто положить всю руку на мышь и расслабленной кистью перемещать ее по ковру. Последняя панель имеет акулий плавник, который, по идее, улучшает хват и позволяет куда более цепко держать мышь. На деле у меня с этой панелью ничего не вышло – просто не зашла в руку.



Основные кнопки оказались не такими цепкими, как я ожидал. Не смотря на текстурированный пластик они ощутимо скользили, если пальцы становились влажными. Сильно не мешало, но хотелось бы получить более цепкий хват, особенно на основных кнопках. Софт-тач покрытие как на задней части пришлось бы очень кстати.



Ну в конце – глайды. Тефлоновые и керамические ноги дают очень ощутимую разницу в скольжении. Простыми словами: с керамическими ногами на гладком ковре скольжение очень быстрое и очень легкое, с тефлоновыми ногами ощущаетя большая вязкость и маслянистость. Просто надо попробовать и выбрать ноги под себя.



Сенсоры меняются легко и непринужденно, поэтому про них сказать нечего. Разве что на них есть маленький диспей да кнопка циклического переключения dpi.

Последнее, о чем стоит рассказать в этом разделе – клики мышки.



Тестирование: возможности ПО, сравнение сенсоров


Русский язык в программе есть, но, скачивая ПО с официального сайта, у меня почему-то все равно установилась английская версия. Хотя мне прислали потом скриншот с русской версией, чему я, уже в который раз за все это время, удивился.

Но разобраться в ПО не составляет никакого труда. ПО, как я уже успел убедиться на модели R.A.T. 1, хорошо дружит с пользователем, легко настраивается и лишь иногда в нем возникают какие-то редкие сбои вроде необходимости ткнуть кнопку подтверждения еще раз или что-нибудь в этом духе.



Основное окно программы – здесь можно настроить все. Но все-таки здесь немало элементов интерфейса, с которыми стоит познакомиться.

Слева на грани окна висит ярлычок с указанием текущего профиля. Его можно вытянуть и выбрать любой другой профиль. Или создать новый. Посередине показана сама мышь с возможностью настройки любой клавиши. Все тоже обыденно для «игровых» манипуляторов – можно забиндить уже готовый шорткат или действие, можно записать макрос, можно назначить нажатие кнопки с клавиатуры.

В правом верхнем углу есть маленькая иконка (точная копия дисплея на сенсоре мышки) с указанием текущего профиля. Если тыкать на нее, то будет выбираться следующий профиль (обратно отмотать профиль нельзя, равно как и в случае с физическим нажатием на кнопку, расположенную на самом сенсоре), тоже самое будет поисходить (и отображаться в софте), если пользователь нажмет на кнопку на сенсоре.

А вот снизу слева есть неприметная шестеренка, которая отвечает за настройку всех сенсоров в целом и отвечает на тонкую настройку каждого сенсора в отдельности, включая частоту опроса и прочие штуки.



Вот оно! Это окно открывает просто широчайшие возможности для настройки мыши. Но осторожно – можно запутаться. У меня так и получилось в первый раз. Поэтому по пунктам.

Mouse Response (D.P.I.)
Настройка выбора чувствительности. Давайте сразу – где тут можно заплутать? 3 выбора настройки чувствительности, 9 профилей (одна настройка – автоматическая, где 3 эти самые настройки dpi забиты изначально и их сменить нельзя), 9 настраиваемых профилей со своими значениями dpi, да еще возможность создания бесконечного числа профилей в главном окне. Чувствуете размах?



Поэтому настраиваем один профиль чувствительности из 3 значений и сохраняем его на один из 9 доступных слотов. И тут есть такая подсказка: на левой кнопке мыши есть горящие точечки, которые показывают, какое из 3 значений dpi выбрано в текущий момент.

D.P.I. Switch
Настройка переключения D.P.I. Можно задать циклически, вперед и назад. То есть, например, вместо циклического переключения можно выбрать две кнопки и повесить переключение на них. Но выбор всего из 3 значений, поэтому легче оставить циклическое переключение, а для мометального переключения воспользоваться следующей настройкой – Precision Aim, которая дает возможность поменять dpi на лету.



Настройка частоты опроса и сглаживание углов. С частотой все понятно и наглядно, Angle Snap отвечает за сглаживание неровных линий. То есть ведете вы рукой, рука дрогнула, сенсор все это считал и получилось немного кривенько. А эта штука сглаживает подобные вещи, позволяя без труда выводить прямые линии. Но в шутерах, где от малейшей доводки зависит попадание в противника, эта штука будет только мешать, поэтому я ее всегда держу выключенной. И вам советую.

Кстати, над всеми этими настройками висит выпадающий список с надписью «Pixart PMW3310». Это означает, что в данный момент настраивается именно этот сенсор. А поскольку сенсор имеет свою память (да, она хранится не где-то в мышке, а в сенсоре), то и все настройки с 9 профилями хранятся прямо в нем. Если вы выберете не тот сенсор из списка (а там список ровно из 3 позиций: Philips PLN2037, Pixart PMW3310, Pixart ADNS9800), то ничего не произойдет.

Как переставить сенсор? Сперва лучше вынуть мышь из юсб-порта, потом переставлять сенсор. Иначе может произойти сбой. Как минимум, если у вас мышь воткнута в юсб на материнской плате, следует выключить ПО, после чего сменить сенсор и вновь запустить ПО.



Далее идет вкладка Settings.

Rotax. Меняет угол считывания сенсором мышки на +30 или -30 градусов. Особенно актуально для тех, кто перешел на мышь с симметрии или же для тех, кто держит мышь в руке под сильным углом. Но я бы ее тоже использовать не стал по двум причинам: привыкнуть к эргономичной мышке проще, чем пользоваться улучшайзерами, и такая настройка вносит коррективы в верное считывание поверхности сенсором (а точнее, в передачи этих данных в компьютер), из-за чего перемещение на экране может быть не совсем точным. Любая программная коррекция – лишняя. По возможности отключайте.



Lift-Off Height. Корректнее было бы назвать общепринятым Lift-Off Distance – дистанция отрыва от поверхности. Есть два режима – Dynamic и Calibrated. Первый каждый раз при включении софта (по крайней мере при включении софта точно), а может быть, и при каждом включении компьютера, калибрует сенсор мышки под текущую поверхность. Такой подход тоже может нарушить трекинг, поэтому сразу переключился на Calibrated, где установлена постоянная дистанция отрыва – 1 мм. Можно уменьшить, но и 1 мм вполне комфортно – мышь не продолжает считывать поверхность при отрыве ее от поверхности.



Strafe Axis. Настройка аналогового джойстика, которым является колесо. Эту штуку можно либо выключить, либо откалибровать.

И в последней вкладке – Support – есть небольшая помощь по мышке, драйверам, быстрые ссылки для скачивания драйверов и профилей, возможность написать в тех. поддержку и так далее.

Теперь же тестирование сенсоров. И условия тестирования в CS:GO.

Разрешение: 1920x1080
Монитор: 60 Гц
Чувствительность мышки: 1600 dpi
Чувствительность Windows: 6/11
Чувствительность в игре: 2.12
Акселерация в игре: выключена
V-Sync: Off
Настройка LOD: минимальная (1 мм)
Ковер: Artisan Hien Soft L; SteelSeries Qck XXL
Глайды: тефлоновые

Вообще, выбор из трех топовых сенсоров да в одной мышке – штука уникальная. Если б, конечно, их сразу все давали. Но тогда конечная цена взлетела бы до небес, а она и так немаленькая. Тем не менее, мысль интересная. Три сенсора, одна форма. Правда, скоро подтянутся конкуренты и тоже будут лепить свои сменные сенсоры, но пока Mad Catz такая одна.

Особенно в данном свете интересно тестирование и сравнение двух сенсоров в одной мышиной форме – оптический светодиодный инфракрасный PMW3310 и оптический лазерный инфракрасный ADNS-9800, поскольку именно они оказались у меня.

PMW3310 имеет разрешение до 5000 dpi, ADNS-9800 – до 8200 dpi. И того, и другого значения хватит любому пользователю за глаза. Так что сразу к описанию поведения сенсоров.

Поведение PMW3310 мне очень понравилось. Отличная реализация сенсора, если в трех словах. Довольно резкий по своему поведению, не ощущается никаких задержек или плавности (вязкости) в поведении, очень точное считывание, не смотря на низкую дистанцию отрыва, ни разу не замечал, чтобы сенсор повел себя не так, или же бы не довелся куда бы то ни было (если сравнивать движение рукой и отображаемый эффект на экране). Показатели ускорения и максимальной скорости у этого сенсора находятся на высоком уровне, и этих значений мне хватило, чтобы спокойно играть в тот же CS:GO. В общем, здесь просто эталонная реализация сенсора 3310 среди многих его аналогов у других мышей. При этом сохранена низкая дистанция отрыва от поверхности.

А вот поведение лазерного ADNS-9800 мне не очень понравилось. Не смотря на высокие показатели скорости и ускорения, а также высокого значения фреймрейта сенсора, он в каких-то местах будто старался предугадать мое движение, из-за чего в микродоводках я терял точность и бывало так, что просто либо не доводился до головы, либо же наоборот пролетал мимо. Особенно это было заметно на ковре Artisan Hien. Видимо, текстурированный ковер – не лучший союзник лазерному сенсору. На черном и гладком SS Qck было все более-менее терпимо, но я с лазерным сенсором советую использовать твердую поверхность – пластик, алюминий или стекло. Я попробовал играть с ним на алюминиевом Razer Manticor, и вот там его поведение сравнялось с оптическим 3310 – отличное считывание и исполнение всех движений. Это связано не с мышью, а с устройством данного сенсор. В офисных же задачах все эти нюансы видны не будут, поэтому и проблем никаких не возникнет.

Про реализацию сенсора PLN2037 я не могу ничего сказать – на этой мышке я его не использовал, хотя с самим сенсором, конечно же, знаком. Но совершенно точно, что любой из них будет хорошим и универсальным выбором.

Лично себе из-за всеядности я бы выбрал 3310, для любителей нового и от этого ничуть не худшего – PLN2037. Хотя и тот же 9800 хорош, если использовать твердую поверхность. Ну и справедливости ради отмечу, что тот же филипс, в отличие от оптического 3310, предпочитает твердые поверхности. Для сенсора Philips хорошо подойдет гладкий алюминий или матовое стекло. Это так, на заметку.

Что ж, если кто-то дочитал до этого момента, то все почти закончилось. Время подвести итоги.

Многозначительные выводы


Зато они будут короткими.

Как я думаю, о минусах и плюсах писать глупо, поскольку аналогов у этой мышки в природе не существует. Да, можно ткнуть в MMO или им подобные кастомизируемые мыши (Roccat Nyth или Razer Naga, например), но их возможности просто бледнеют на фоне того, что дает этот гигант-трансформер.

Но за все приходится платить. Увы, чтобы попробовать все возможности мыши в действии, потребуется вложиться и довольно по-крупному.

Цена мыши в рознице – около 15 000 рублей.
Сенсоры продаются отдельно и пока их в россии нет, но их цена – 30 евро.

Мышь уникальная, она не имеет аналогов, но в тоже время человек, берущий ее, должен точно осознавать, зачем именно он ее берет. Это не нишевый продукт. Это продукт из категории топовых материнских плат или видеокарт на самых лучших компонентах – они позволяют показать возможности, идеи и амбиции компании, а также воплотить все лучшие наработки и технологические совершенства в одном продукте. Mad Catz это сделать удалось, но обычно такие продукты нишевыми не становятся.
10 комментариев
Это тот редкий случай когда кастомизация бывает излишней. Если не смотреть на астрономическую цену за которую можно купить несколько раскрученных тру супер пупер геймерских мышей. Возникает вопрос необходимости покупки разных сенсоров. Вся это гонка dpi всего лишь маркетинговый пшик не имеющий никакого отношения к реальности.
Уверен количество данных изделий ограничено как и количество желающих его купить. В прочем как и видеокарты в деревянных ящиках и металлических чемоданах данное изделие найдет своего покупателя.
Если вы конкретно про сенсоры — дело не в количестве dpi, а в поведении самих сенсоров, в их считывании поверхности и корректном отслеживании перемещений. У меня были все эти сенсоры, правда, на разных мышках, и ощущения они все оставляют совершенно разные.

Более того, я никогда не поднимал dpi выше 1600, но при этом все равно каждый сенсор ощущается по-своему. Что интересно: большое количество дпи подойдет тем, что использует мониторы 4К. Больше им применения я не вижу.
Если сенсоры последних поколений на одной и той же чувствительности и прочих настройках ведут себя по-разному, наверное, что-то поломалось, так как им пофиг должно быть на поверхность.

У меня на SteelSeries Sensei только на одной установленной dpi регулируются высота подъёма мыши над поверхностью, при которой перестаёт двигаться курсор, а также зависимость чувствительности от скорости движения руки. Правда только для быстрых и медленных движений в пределах от половины до двойного значения установленной чувствительности. То есть нельзя самому построить эту кривую зависимости произвольно. Но и желания пока не возникало, так как функция работает. Впрочем, нерешаемых проблем, думаю, не возникло бы.

Ещё примочка с названием freemove есть, но она всего лишь приближает движение к строго вертикальному или горизонтальному с заданной шириной полосы реагирования. Не придумал, зачем может быть нужна. Своеобразная замена Ctrl в некоторых CAD'ах. Но лучше буду зажимать Ctrl.
А теперь таки почитал ещё часть этого обзора и полностью согласен с комментарием Qvak. Не обессудьте, но даже зависимости чувствительности от скорости нет. (Плохо искал?) Смысл в такой мыши CS?
Убожество
интересно — ты хоть раз другие коментарии писал, хоть комуто ))
В мышке изменить можно абсолютно все.
В W-mouse превращается?
Если нет — в помойку.
Ну как минимум — такую мышь здорово подарить заядлому геймеру. 
Не мышь, а чудо. Скоро придумают и не такое )))
Юзаю сие варинт психокота, уже давно. По поведению схожа с w-mouse, только удобнее и допиливать ничего не надо)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.